Пацифизм на службе у буржуазии: Махатма Ганди

Пацифисты часто приводят как пример успешности тактики гражданского неповиновения деятельность и учение Махатмы Ганди в борьбе за «независимость» Индии. За потоком восхвалений сложно понять действительную роль Ганди в борьбе за «независимость» Индии, и, что более важно, понять классовую суть этой борьбы.

Примерно в 1919 году индийские капиталисты решили, что они могут обходится без английских правителей. Понятно, что последние так не считали и по-хорошему договориться не получилось. В то же время индийские рабочие и крестьяне тоже не были довольны заморскими хозяевами (например, генерал Дайер приказал расстрелять мирную демонстрацию протеста в городе Пенджаб, итогом которой стали 300 трупов и тысячи раненных).

Индийская буржуазия поняла, что для достижения независимости важны массовые акции, но их волновал призрак пролетарской революции в России, во время которой демократические требования были заменены революционными. Ганди, уже известный организацией нескольких антирасистских компаний гражданского неповиновения в Южной Африке был для индийских буржуев «даром божьим».

Его теории гражданского неповиновения уходили корнями в индуистскую теологию. Он проповедовал классовое единство индусов, призывал богатых заботиться о бедных. Эта идея имела шанс на воплощение, если бы ему удалось достичь союза владельцев фабрик и богатых крестьян. И индийские «владельцы заводов, газет, пароходов» его поддержали. За 25 лет «борьбы» ему были выданы миллионы рупий, а спонсорами были крупнейшие текстильные магнаты Западной Индии. Богатые крестьяне-торговцы также активно участвовали в деятельности его партии Индийский Национальный Конгресс (ИНК). В отличии от зажравшихся политиканов в смокингах и цилиндрах, Ганди вёл скромный образ жизни, чем привлекал бедноту. Ему таки удалось добиться социального единства на почве национализма.

Ганди посвятил пропаганде ненасилия значительную часть своей жизни. Но это не помешало ему поддержать английскую элиту в Англо-Бурскую войну 1899 года и в начале Первой мировой войны. А в 1913 году организуя массовую компанию протеста в Южной Африке, он отказался поддержать забастовку белых рабочих-железнодорожников, мотивируя это опасностью для правительства.

Он всячески препятствовал  объединению рабочего движения, так как был сторонником классового единства (по этой причине в 1928 году он задержал начало очередной массовой компании, несмотря на благоприятную предпосылку – Британская Парламентская Комиссия объехала тогда всю Индию беспрепятственно).

Он никогда не сомневался в «законности», он учил своих адептов подчиняться закону. По его мнению, британские власти имели «законное право» на аресты. А его сторонники за решёткой должны были тихо смириться и ждать освобождения.

В апреле 1946 произошёл мятеж моряков в Бомбее. Солдаты отказались стрелять в моряков, а ИНК их не поддержал. Рабочие и солдатские радикальные акции протеста, забастовки и демонстрации претили этому пацифисту.

То, что Ганди использовал индуизм для оправдания своей тактики гражданского неповиновения, было убийственно не только потому, что это делало представителей других религий, в основном довольно многочисленных в Индии мусульман, изгоями, но и потому, что это не ставило под сомнение кастовую систему. На словах он был против угнетения каст друг другом, но он никогда не заикался о разрушении самой кастовой системы. Так что многие «неприкасаемые» были также изгоями.

Все разговоры о классовом мире в обществе где есть угнетатели и угнетённые являются обманом первыми вторых. Классовый мир не может привести ни к чему иному, как только к новому порабощению эксплуатируемых. У пролетариата в этом мире нет выбора кроме бескомпромиссной борьбы до полного уничтожения классовой системы.

По материалам из интернета

Advertisements
Comments are closed, but you can leave a trackback: Trackback URL.