Коммунистическая перспектива: почему коммунизм необходим и возможен

В движении рабочего класса против наступления капитала специфическая роль революционеров заключается не только в том, чтобы настаивать на необходимости для рабочих взять в свои руки руководство борьбой и развернуть ее настолько широко, насколько это возможно, но также убеждать, что ежедневная борьба нашего класса есть лишь подготовка для решающего сражения с этой системой, сражения нацеленного на ее разрушение и замену принципиально новым обществом. Речь идет о коммунизме.

Ах, но коммунизм же умер, говорят нам. Он умер, когда пала Берлинская стена и рухнули сталинистские режимы на Востоке. Как самый веский аргумент против коммунизма в ход идет идея, что это утопия, что он невозможен, так как противоречит человеческой природе, что это мечта сумасшедших фанатиков.

И действительно, для широких масс рабочих, даже для тех, кто участвовал в ожесточенной борьбе против системы, коммунизм до сих пор представляется не более чем хорошей идеей, хорошей в теории, но непригодной на практике.

На это мы отвечаем: утверждение, что коммунизм умер в 1989, есть ложь, лживая пропаганда правящего класса, потому что сталинистские режимы не имели никакого отношения к коммунизму и были капиталистическими снизу доверху. Передача собственности по наследству от одного режима к другому не была смертью коммунизма, но только концом специфической формы капиталистического господства.

Мы намереваемся не только показать, что значит коммунизм в действительности, но также доказать, насколько он далек от утопических пожеланий, несбыточной мечты. Коммунизм не только возможен, но и абсолютно необходим. Он есть единственно реальный выход из неразрешимых противоречий капитализма в эпоху его распада.

***

Идея общества, в котором не было бы нищеты, угнетения, социального неравенства и частной собственности на средства производства, отнюдь не нова. Солидарность стала бы основой всех человеческих взаимоотношений в обществе, в котором бы люди больше не относились друг к другу подобно диким животным. Расцвет свободы для каждого был бы условием расцвета свободы для всех. В различных формах эти идеи возникали уже в самых ранних произведениях античности. Греческий философ Платон развивал эти мысли (притом одновременно отстаивая рабство!), а также первые христиане. Позже, в средние века, они особенно ярко проявились в концепциях движения милленаристов, а также в произведениях одного из лидеров крестьянской войны в Германии, монаха Томаса Мюнцера.

Исторические пределы капитализма

Однако, коммунистические концепции не могли получить существенного развития до тех пор, пока новый класс ­­– пролетариат – не заявил о себе как о самостоятельной социальной силе. Впервые в истории появился класс, который нес в себе реальную возможность преобразования вековой человеческой мечты в действительность. Еще в XVII столетии в Англии и в XVIII веке во Франции, возникли политические течения внутри буржуазных революций, отстаивающие коммунистические доктрины в более или менее ясных формах. Даже в то время, когда пролетариат еще полностью не сформировался как самостоятельный класс общества, его наличие, тем не менее, привело к созданию, для защиты своих исторических интересов, организаций типа «Истинных уравнителей» в Англии и «Равных» во Франции.

Гракх Бабеф, один из участников "заговора во имя равенства". Казнен буржуазией в 1797 году

Но это не была пока еще середина девятнадцатого столетия, когда уже в полную силу проявился рост и концентрация рабочего класса, которой сопровождается развитие крупной промышленности и когда коммунистическое движение стало способно более точно понять свои собственные задачи и средства их достижения. Эти процессы повлекли за собой разрыв с утопическими концепциями прошлого, наиболее ярко представленными в работах Фурье, Сен-Симона и Оуэна и отходе движения от сектантской, заговорщической деятельности Бланки и его соратников. Религиозные мотивы, которые проникли в движение ранее, и которые даже повлияли на такого сознательного коммуниста как Вейтлинг, были отброшены в сторону в 1847 с появлением первой суровой, научной формулировки коммунизма.

«Коммунистический Манифест» обеспечил теоретическую базу для всего последующего развития самосознания пролетарского движения. В этом документе коммунизм предстает не как изобретение нескольких мечтателей и прожекторов, которые просто ждут его воплощения в жизнь, а как единственное общество, которое может придти на смену капитализму и преодолеть его гибельные противоречия.

Ключевой аргумент «Манифеста» заключается в том, что капитализм, подобно всем предшествующим обществам, не может длиться вечно. Если капитализм и представляет прогрессивный шаг в развитии человечества, прежде всего объединяя мир через посредство мирового рынка, то сегодня его развитие сталкивается с непреодолимыми внутренними противоречиями. Они неумолимо ведут систему к потрясениям невиданной мощи, которые положат предел ее существованию. Пробуждая к жизни бурное развитие производительных сил общества, и наиболее важную их часть – сам рабочий класс, капитализм привнес в существующие условия необходимость его собственного преодоления и создания нового общества, основанного на изобилии. Рабочий класс – субъект социального преобразования капитализма, находящийся на низшей ступени общественной иерархии, не может освободить себя не освободив все человечество.

Упадок капитализма и перспективы коммунизма

Хотя «Коммунистический Манифест» был ошибочен в той части, в которой утверждал, что капитализм уже достиг пределов своего собственного развития и коммунистическая революция поставлена на повестку дня (эту ошибку его авторы Маркс и Энгельс признали несколькими годами позже), тем не менее, его глубинное понимание развертывания капиталистического развития было впоследствии многократно подтверждено. В особенности та идея, что капитализм не может избежать своих собственных экономических кризисов, становящихся все сильнее и сильнее.

Сегодня в который раз экономический кризис навязывает обществу типичную для капитализма безумную ситуацию. Миллионы людей погружены в самое ужасное убожество не потому что производство не достаточно развито, чтобы соответствовать их потребностям, а наоборот, из-за того, что производство слишком развито.

Однако, сегодняшний кризис кардинально отличается от кризисов, проанализированных в «Манифесте». Кризисы времен написания «Манифеста» возникли в период капиталистической подъема и экспансии; в то время система могла разрешать свои кризисы устраняя наименее прибыльные сектора экономики и завоевывая новые рынки.

Обложка первого издания «Манифеста коммунистической партии»

Кризисы девятнадцатого столетия были пульсацией сильного социального организма. Но со времен первой мировой войны капитализм вступил в фазу исторического упадка, непрерывного кризиса. С этого времени, по большому счету, реальное разрешение кризисов в пределах капитализма стало не возможно. Система может продолжать свое существование только на основании адского цикла, в котором все более и более острые кризисы завершаются войной и реконструкцией, после  чего опять настает новый кризис.

Как провозгласил уже Коммунистический Интернационал в 1919 году, наступила эра империалистических войн и революций, а коммунизм встал в повестку дня истории. С того времени следующие один за другим катаклизмы, которые пережило человечество, подтверждали каждый раз все более убедительным образом неотложную потребность для человечества выйти за пределы капиталистического способа производства, который сегодня существенно затрудняет дальнейшее общественное развитие.

После первой мировой войны, кризис 1929 показал другую захватывающую иллюстрацию банкротства капитализма. Последовавшая за ним Вторая мировая война продемонстрировала, что капиталистическое варварство может превзойти даже невероятный ужас бойни Первой мировой.

С тех пор как капитализм вступил в фазу упадка, человечество заплатило чудовищную цену – свыше 100 миллионов жизней, чтобы поддержать функционирование этой системы; и это не считая ужасных человеческих потерь, вызванных голодом, недоеданием и общим убожеством на которые капитализм обрекает миллионы человеческих существ.

Сегодняшний кризис – далеко не первый признак банкротства капитализма, и далеко не первое доказательство необходимости замены его коммунизмом. Во многих областях кризис просто отражает в чистом свете противоречия, которые разрывали систему на части в прошлом.

Но потрясающая пропасть между огромными производительными возможностями, которыми эта система обладает, чтобы удовлетворять человеческие потребности, и катастрофическими последствиями, к которым капиталистическое производство фактически ведет, делает сегодня потребность в другом типе общества даже более категоричной, чем это имело место в прошлом.

Новое общество, которое придет на смену капитализму, должно быть способно преодолеть те противоречия, что раздирают нынешнее общество. Это единственный способ, посредством которого такое общество может функционировать как определенная объективная необходимость, а не как утопическая спекулятивная конструкция человеческого ума. Его характеристики должны быть полной противоположностью законов, на которых основывается капиталистическая система.

Коренная причина всех бедствий, которая, в конце концов, погубит капитализм, заключается в том факте, что целью капиталистического производства является не удовлетворение человеческих потребностей, а накопление капитала.

Капиталистическое производство производит не потребительные стоимости, а меновые стоимости. Частное присвоение средств производства поэтому вступает в конфликт со все более возрастающим их общественным характером. Другими словами, капитализм разлагается, потому что он производит на рынок, который становится все более и более ограниченным, не давая развиваться в полной мере производительным силам. Прибавочная стоимость, извлекаемая посредством эксплуатации рабочего класса, не может дальше реализовываться, т.е. обмениваться на товары, которые могут вступить в расширенный цикл капиталистического воспроизводства.

Базис коммунистического общества

Экономический характер коммунизма поэтому будет следующим:

1. Единственной задачей производства станет удовлетворение человеческих потребностей.

2. Промышленные изделия, которые производит общество, перестанут быть товарами; меновая стоимость исчезнет, останется только потребительная стоимость.

3. Настоящая органиченная структура, затрудняющая процесс производства, будет становиться все более и более обобществленной. Частная собственность на средства производства, обладают ли ею на индивидуальной основе, как в либеральном капитализме, или на государственной, как при капитализме на стадии его упадка, уступит дорогу обобществлению средств производства. Это будет подразумевать конец всякой частной собственности; конец существования классового разделения и поэтому конец всякой эксплуатации.

Типичное возражение против этой концепции, которое часто приходится слышать, заключается в следующем. Почему такое общество, в наибольшей степени отвечающее потребностям человеческого развития и наиболее близкое к его идеальной форме не возникло до сих пор?

Марксизм дает убедительный ответ на эти вопросы. Он объясняет, почему одним из существенных условий для эволюции человечества является развитие производительных сил, или другими словами, производительности человеческого труда.

Каждой ступени развития производительных сил определенного общества соответствует данный тип производственных взаимоотношений. Производственные отношения есть отношения между людьми, установившиеся в их деятельности по производству вещей, предназначенных для удовлетворения их потребностей.

В примитивных обществах производительность труда была настолько низкой, что едва удовлетворяла самые простые физические потребности членов сообщества. Эксплуатация и экономическое неравенство были невозможны в такой ситуации. Если бы некоторые индивидуумы присвоили себе или потребили продуктов больше чем другие члены этого общества, то беднейшие его члены не смогли бы выжить вообще.

Эксплуатация, обычно в форме рабства, установленного как результат территориального завоевания одного племени другим, не могла бы появиться, пока средний уровень человеческого производства не превзошел базовый минимум, необходимый для физического выживания.

Но между удовлетворением этого основного минимума и полным удовлетворением не только материальных, но и духовных потребности людей, существует целый ряд ступеней развития производительности труда.

Посредством этого развития, человечество упорно овладевало природой. Исторически это был период, который отделил ликвидацию примитивного коммунистического общества от эры, когда полностью развитый коммунизм стал возможен.

Точно так же, как человечество не было от природы «хорошим» в те века, когда люди не подвергались эксплуатации в условиях примитивного коммунизма, так же человечество не было от природы «плохим» в эпохи эксплуатации, которые последовали затем.

Эксплуатация человека человеком и существование экономических привилегий стали возможны, когда средняя человеческая производительность труда превысила необходимый минимум для физического выживания. Таким образом, переход к классовому эксплуататорскому обществу оказался исторически необходимым, потому что достигнутый на тот период уровень производительности труда не мог полностью удовлетворить все потребности всех членов общества. Это и являлось причиной того, что коммунизм в те эпохи был невозможен.

Капитализм методично эксплуатировал каждое научное открытие, всеобщий совокупный труд, использовал природные и человеческие ресурсы целого мира. За увеличение производительности труда, приведенного в действие капитализмом, было заплачено усилением эксплуатации в масштабах неизвестных до этого в человеческой истории.

Тем не менее, такое радикальное увеличение производительности труда представляет материальную основу возникновения коммунистического общества. Овладев природой, капитализм создал предпосылки, посредством которых человечество может овладеть своим собственным развитием.

Будущая судьба человечества

Нынешний капиталистический кризис – превосходная демонстрация необходимости в коммунизме. Впервые в истории человечества общество погружает большую часть своих членов в самую острую нужду не потому, что не может производить достаточно, но из-за того, что оно производит слишком много, в соответствии с законами, которые управляют и регулируют капиталистическое производство.

До подъема капитализма человечеству также были известны кризисы, но никогда это не были кризисы перепроизводства. Сегодня этот врожденный порок капиталистической системы проявляет себя с бесподобной силой: неуклонно возрастает безработица и неполная занятость, вспыхивают все более и более смертоносные и широкомасштабные войны.

Все это доказывает, что самыми большими утопистами являются те люди, которые воображают, что достичь более полного удовлетворения человеческих потребностей возможно через реформу капитализма, а не через его полное упразднение.

Целая гамма экономических, политических и военных событий, которые сотрясали мир последние десятилетия, подтверждает тот факт, что человечество, если оно не выйдет за пределы законов капитализма, обнаружит себя сползающим к кровавому варварству третьей мировой войны. Масштабы этой войны могут сделать последствия двух предшествующих войн почти несущественными.

В то время как невероятная убойная сила предшествующих межимпериалистических конфликтов продемонстрировала, что человечество может быть господином природы и что поэтому коммунизм возможен, она также показала, что власть человечества над природой может быть также использована непосредственно для уничтожения человечеством самого себя. Поэтому коммунизм становится необходимостью сегодня не только, чтобы гарантировать дальнейший прогресс человеческого рода, но и просто для того, чтобы гарантировать выживание человечества вообще.

Подготовлено по материалам сайта ИКТ

Статьи по теме:
Зачем человечеству нужна мировая революция
Противоречит ли коммунизм природе человека?
Почему пролетариат – это революционный класс

Advertisements
Comments are closed, but you can leave a trackback: Trackback URL.